• info@komposit.by
  • Офисы и склады: 1. Минск, ул. Танковая 1а (Озерище)
    2. Минский район, д. Дубовляны, 4
  • Время работы: 9:00—18:00 (пн.-пт.)

Задачи и проблемы внедрения композитных материалов в строительной отрасли

НИИЖБ им. А.А. Гвоздева
д.т.н., проф. Степанова Валентина Федоровна
к.т.н. Бучкин Андрей Викторович

Структура российского рынка композитов к 2020 г. по гражданским секторам при различных сценариях развития

Структура российского рынка композитов к 2020 г.

Ориентировочный объем рынка композитных материалов по состоянию на 2014 г.

— Мировой объем рынка в секторе композиционных материалов приближается к 60 млрд евро
— Общий объем мирового производства составляет более 8 млн тонн
— Объем потребления композиционных материалов, конструкций и изделий из них в России составляет 0,5−2,0% от общемирового потребления.

Рост объема применения композитных материалов в строительный отрасли по состоянию на 2016 г.

— Объем потребления композиционных материалов, конструкций и изделий из них в России составляет 3,0−5,0% ежегодно.
— Увеличение применения арматур композитной полимерной;
— Гибкие связи;
— Фибры и фибробетона;

Композиционные материалы и строительство

— Арматура композитная полимерная (АКП)
— Анкера и гибкие связи
— Композитные сетки различного назначения
— Фибробетон со стальной и неметаллической фиброй
— Системы внешнего армирования (холсты, ткани, ламелии, ламинаты)
— Композитные трубы и емкости
— Композитные профили (уголоки, швеллера, тавры и т. д)
— Композитные шпунты
— Опоры освещения

Области применения композиционных материалов в строительстве

— при строительстве объектов дорожно-транспортной инфраструктуры;
— при строительстве сооружений, эксплуатируемых в условия высоких электромагнитных полей и разности потенциалов, подвергаемых воздействию токов утечки;
— при строительстве объектов химпроизводств, токсичных захоронений, водоподготовки и водоочистки, мелиорации;
— в конструкциях из бетонов, которые характеризуются пониженным защитным действием по отношению к стальной арматуре;
— при строительстве морских и портовых сооружений;
— при строительстве объектов городской инженерной инфраструктуры;
— при строительстве объектов сельскохозяйственного назначения;
— при строительстве шахт и тоннелей метрополитенов;
— при производстве земляных работ и грунтоукреплении;
— в многослойных теплосберегающих ограждающих конструкциях;
— в бетонных конструкциях на распределенном основании (фундаменты);
— при реконструкции, реставрации, усилении, ремонте и восстановлении элементов зданий и сооружений.

АКП при строительстве метрополитенов

Буросекущиеся сваи при тоннельных проходках строительства метрополитенов в Москве и Санкт-Петербурге

Буросекущиеся сваи при тоннельных проходках строительства метрополитенов в Москве и Санкт-Петербурге - фото 1
Буросекущиеся сваи при тоннельных проходках строительства метрополитенов в Москве и СПб - фото 2
Буросекущиеся сваи при тоннельных проходках строительства метрополитенов в г. Москве и г. Санкт-Петербурге - фото 3
Буросекущиеся сваи при тоннельных проходках строительства метрополитенов в г. Москве и г. СПб - фото 4
Буросекущиеся сваи при тоннельных проходках строительства метрополитенов в Москве и Санкт-Петербурге - фото 5
Буросекущиеся сваи при тоннельных проходках строительства метрополитенов в Москве и Санкт-Петербурге - фото 6
Буросекущиеся сваи при тоннельных проходках строительства метрополитенов в Москве и Санкт-Петербурге - фото 7

АКП в конструкциях на упругом основании

Армирование фундаментных плит (ш.Энтузиастов и ул. Верейская, г. Москва, 2014 г.)

Армирование фундаментных плит - фото 1
Армирование фундаментных плит - фото 2
Армирование фундаментных плит - фото 3

Армирование канализационного коллектора г. Орехово-Зуево, 2014 г.

Армирование канализационного коллектора - фото 1
Армирование канализационного коллектора - фото 2

Изготовление и забивка свай длиной 10 м г. Москва, Микрорайон Левобережная

Изготовление и забивка свай длиной 10 м - фото 1
Изготовление и забивка свай длиной 10 м - фото 2
Изготовление и забивка свай длиной 10 м - фото 3

Реконструкция аэропортового комплекса г. Казань, плита перрона

Реконструкция аэропортового комплекса - фото 1
Реконструкция аэропортового комплекса - фото 2
Реконструкция аэропортового комплекса - фото 3

Шпунт из композитных материалов

Шпунт из композитных материалов - фото 1
Шпунт из композитных материалов - фото 2

Зарубежный опыт применения АКП

Непрерывно армированное бетонное покрытие (автомагистраль, Монреаль, Канада)

Непрерывно армированное бетонное покрытие - фото 1
Непрерывно армированное бетонное покрытие - фото 2
Непрерывно армированное бетонное покрытие - фото 3

Армирование плит мостов (Канада) около 400 шт

Армирование плит мостов - фото 1
Армирование плит мостов - фото 2

Элементы дорожного строительства, подвергаются агрессивному воздействию противогололедных реагентов

Элементы дорожного строительства, подвергаются агрессивному воздействию противогололедных реагентов - фото 1
Элементы дорожного строительства, подвергаются агрессивному воздействию противогололедных реагентов - фото 2
Элементы дорожного строительства, подвергаются агрессивному воздействию противогололедных реагентов - фото 3
Элементы дорожного строительства, подвергаются агрессивному воздействию противогололедных реагентов - фото 4

Бетонные конструкции, подверженные воздействию морских солей (волнорезы, прибрежные конструкции, причальные стены)

Бетонные конструкции, подверженные воздействию морских солей - фото 1
Бетонные конструкции, подверженные воздействию морских солей - фото 2
Бетонные конструкции, подверженные воздействию морских солей - фото 4
Бетонные конструкции, подверженные воздействию морских солей - фото 5
Бетонные конструкции, подверженные воздействию морских солей - фото 6
Бетонные конструкции, подверженные воздействию морских солей - фото 7

Бетонные конструкции (автопарковки), подвергающихся воздействию агрессивных сред и вызывающие коррозию стальной арматуры (хлористые соли, агрессивные газы повышенных концентраций и др)

Бетонные конструкции (автопарковки), подвергающихся воздействию агрессивных сред и вызывающие коррозию стальной арматуры - фото 1
Бетонные конструкции (автопарковки), подвергающихся воздействию агрессивных сред и вызывающие коррозию стальной арматуры - фото 2
Бетонные конструкции (автопарковки), подвергающихся воздействию агрессивных сред и вызывающие коррозию стальной арматуры - фото 3
Бетонные конструкции (автопарковки), подвергающихся воздействию агрессивных сред и вызывающие коррозию стальной арматуры - фото 4

Бетонные конструкции эксплуатируемых в условия высоких электромагнитных полей и разности потенциалов, подвергаемых воздействию токов утечки

 - фото 1
 - фото 2

железнодорожные полотна и пути

Строительство объектов химпроизводств, токсичных захоронений, водоподготовки и водоочистки, мелиорации

Строительство объектов химпроизводств, токсичных захоронений, водоподготовки и водоочистки, мелиорации - фото 1
Строительство объектов химпроизводств, токсичных захоронений, водоподготовки и водоочистки, мелиорации - фото 2
Строительство объектов химпроизводств, токсичных захоронений, водоподготовки и водоочистки, мелиорации - фото 3

Бесперебойная работа оборудования для проведения научно-исследовательских работ, МРТ и др.

Бесперебойная работа оборудования для проведения научно-исследовательских работ - фото 1
Бесперебойная работа оборудования для проведения научно-исследовательских работ - фото 2

Совершенствование нормативной базы в РФ

— На сегодня действует примерно 200 нормативных документов, из которых 70% - стандарты, за которые ответственны 23 Технических комитета Росстандарта, представляющих различные отрасли народного хозяйства
— В августе 2012 года Росстандарт и Минрегион Р Ф утвердили Программу разработки нормативных документов в области проектирования и строительства, расширяющих спектр применения полимерных композиционных материалов на 2012 — 2015 годы, которая содержит 24 документа
— В конце 2012 года Росстандарт утвердил Комплексную программу стандартизации в области композиционных материалов, предусматривающую частно-государственное партнерство и софинансирование при разработке около 500 межгосударственных и национальных стандартов
— В программе три блока — краткосрочный (1 год), среднесрочный (3 года) и перспективный (8−10 лет)
— Строительный сегмент программы предполагает разработку 67 нормативных документов

Состояние нормативной базы в РФ

— ГОСТ 31 938–2012 «Арматура композитная полимерная для армирования бетонных конструкций. Общие технические условия»; пересмотрен
— ГОСТ 32 492–2013 «Арматура композитная полимерная для армирования бетонных конструкций. Методы определения физико-механических характеристик»; пересмотрен и утвержден в 2015 г.
— ГОСТ 32 486–2013 «Арматура композитная полимерная для армирования бетонных конструкций. Методы определения характеристик долговечности»; пересмотрен и утвержден в 2015 г.
— ГОСТ 32 487–2013 «Арматура композитная полимерная для армирования бетонных конструкций. Методы определения характеристик стойкости к агрессивным средам»; пересмотрен и утвержден в 2015 г. СП 164.1 325 800.2014 «Усиление железобетонных конструкций композитными материалами. Правила проектирования»;
— изменение № 1 к СП 63.13 330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения» (Актуализированная редакция СНиП 52−01−2003. Приложение Л (рекомендуемое). Расчет конструкций с композитной полимерной арматурой);
— СП 28.13 330.2012 «Защита строительных конструкций от коррозии» (актуализированная версия 2012 г. Приложение Ж. Требования к бетонам и железобетонным конструкциям, табл. Ж3 и Ж4);
— СП «Конструкции из бетона с композитной неметаллической арматурой. Правила проектирования»; прошел экспертизу и находятся на утверждении;
— СП «Усиление железобетонных конструкций композиционными материалами. Правила проектирования»; прошел экспертизу и находятся на утверждении;
— СП «Конструкции и изделия фибробетонные. Правила проектирования»; прошел экспертизу и находятся на утверждении

Основные задачи для развития отрасли

— Создание единого комплекса нормативно-технической базы;
— Совершенствование нормативно-технической документации.
— Реализация НИОКР (технология изготовления преднапряженных конструкции и др.);
— Разработка и введение реестра российских строительных композиционных материалов;
— Разработка единых федеральных расценок на строительные композиционные материалы;
— Утвердить ведущие организации для контроля за качеством и безопасностью продукции (проблема сертификации, организация аттестации лабораторий и центров и т. д.);
— Переход на проектирование по жизненному циклу при государственных закупках;
— Стимулирование внедрения композиционных материалов в практику строительства (пилотные проекты, прохождение экспертизы проектов и др.);
— Подготовка специалистов (технологов, проектировщиков и др.) Первоочередной задачей для внедрения композитных материалов в строительстве (в строительных конструкциях мостов, дорог, в ЖКХ)
— Решение возможно при координации усилий Минпромторга и Минстроя Р Ф и Департамента градостроительной политики г. Москвы.